Powered By Blogger
воскресенье, 6 декабря 2009 г.

PostHeaderIcon Заметка о репрессиях Свидетелей Иеговы в передачи на «Эхо Москвы»

5 декабря в гостях у Нателлы Болтянской был известный историк и географ Павел Полян.

Цикл передач Именем Сталина выпуск «Сталин и депортации»

Заметка о репрессиях Свидетелей Иеговы в передачи на «Эхо Москвы»:

"(...)Н.БОЛТЯНСКАЯ: Хорошо. Давайте тогда попробуем разделить их на несколько категорий. Категория первая – это депортации по признаку, скажем так, социально-политическому. Оправдана такая градация?


П.ПОЛЯН: Ну, дайте мне договорить про то, что я понимаю под депортацией. Потому что, на самом деле, этот вопрос очень по делу вы задали, потому что часто смешивают в одно депортированных, репрессированных и, ну, скажем так, тех, кто является контингентом ГУЛАГа в одно. И все это вместе взятое называется Архипелаг ГУЛАГ и так дальше. У Солженицына так, например. Это неверно, потому что это, в общем-то, принципиально разные типы репрессий. Каждый человек, который оказался в ГУЛАГе, его индивидуально – пусть это карикатурно судопроизводство, но, все-таки, его дело рассматривалось индивидуально именно как Петра Ивановича Сидорова. И ему присуждался тот или иной срок или тот или иной приговор индивидуально, персонально.


Здесь же нет, здесь никого не интересует, кто ты лично. Ты принадлежишь к этому контингенту, к чеченцам, ты принадлежишь к кулакам или к казакам, или к каким-нибудь репрессированным конфессиям, свидетелям Иеговым и так дальше – все, достаточно: тебя включают в этот список и тебя кидают в этот эшелон. Потому что тебе, по мнению того кто это делает, государства не место здесь, а место там. Так что это очень существенный момент – административный характер и контингентность, безличность.


Поскольку страна у нас большая, то эти плечи географически иногда насчитывают тысячи километров. То есть в этом смысле рекордсменом является депортация крестьян, «кулаков» с пограничной зоны 1929 года, украинской и белорусской аж на Дальний Восток. Это еще не было раскулачивания, еще не было раскрестьянивания, а уже это была, как бы, первая ласточка, которая была частью всего этого вместе взятого до всех объявлений войны крестьянам, которые произошли в 1930-м году.


Так вот, с самой западной границы на самый восток. Это то есть уже даже больше 10 тысяч километров, если мне географическая моя память не изменяет.


Н.БОЛТЯНСКАЯ: Так, все-таки, я вернусь к группам. Социально-политические.


П.ПОЛЯН: Это казаки, это «кулаки».


Н.БОЛТЯНСКАЯ: Священнослужителей можно?


П.ПОЛЯН: Нет, нельзя. Потому что, во-первых, сами священнослужители, как правило, репрессировались индивидуально, и они не являются депортированными, они, как бы, проходят по ведомству ГУЛАГа. А некоторые конфесии, и свидетели Иеговы – только одна из них, так, секта истинных православных христиан, еще несколько различных. Конфессиями их было бы назвать неправильно, но, во всяком случае, именно по религиозному признаку целый ряд групп. Не обязательно массовых, очень массовых. Это может быть 1,5-2 тысячи человек, но, тем не менее, это 1-2-3-4 деревни, их тоже выселяли точно по такому же механизму, как контингент. Ну, и этносы, конечно(...)."
Полный текст на сайте радиостанций Эхо Москвы

0 коммент.:

Отправить комментарий